Жестокая педагогика

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Жестокая педагогика >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/19


Михаил Кордонский

Жестокая педагогика

Это история о маленьком неизвестном эпизоде русско-чеченской войны 2000-хх годов. Заинтриговав таким образом читателя, мне придется сначала поговорить о банальном, а потом и вообще о скучном да еще и с обильным скучного цитированием. Простите, читатель! Я уже год об этом эпизоде знаю и в фоновом режиме думаю, но так и не придумал, как о нем рассказать интереснее. Надоело, пишу, как получилось. А рассказать надо!


Есть в Великом и Могучем такой фразеологизм: «Я вас научу родину любить!» Думаю, что слово «родина» в данном случае следует писать с маленькой буквы. Этим выражением в армии иногда сопровождается наказание или приказ выполнить тяжелую, неприятную работу — учебную или хозяйственную, а не боевую. Например: «Взвод!.. Лечь! Встать! Пятьдесят раз! Я вас научу...».

Можно ли на самом деле научить любить Родину? Грубо говоря, да, несомненно. Это вопрос науки педагогики. Именно рабочий, технологический вопрос, а не нерешенная проблема. «Грубо» так как, придираясь к словам-терминам, на этот вопрос следует ответить «нет». Процесс, в результате которого из детей вырастают взрослые с определенными нравственными качествами в скучной (ох, кто же любит ходить в школу?) науке педагогике называется не «обучение», а «воспитание». Как говорил Владимир Ланцберг: «Невозможно воспитать слесаря и выучиться на подлеца.» Комплекс «обучение + воспитание» это «образование». Хорошее слово, много у него смыслов. Но иногда говорят «образование и воспитание».

Не уверен, что эти терминологические тонкости знал Бисмарк, произнося знаменитую фразу «Франко-прусскую войну выиграли школьные учителя». Или Джон Кеннеди, сказавший после полета Гагарина «Победило советское образование». Множество было в истории таких случаев. Но история ничему не учит, и мы забыли об этом почти на 15 лет. Теперь вроде спохватились, хотя не факт что действуем самым целесообразным образом, но все же... Например, интернет в школах появился — это какая-то железяка с проводами, которую можно с толком использовать для обучения... а можно и без толку — от учителей зависит. Учителя получают образование (в смысле обучение + воспитание) в педвузах. Под все это нужна научная база, тоже разрушенная в 90-х. Она постепенно оживает, но, как и в случае со школьным интернетом, никогда не вредно подумать, а насколько целесообразно мы это — воспитание — делаем.

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, в частности его кафедра социальной педагогики, по моему мнению — одно из ведущих не только учебных, но и научных учреждений России в области именно воспитания. Мое мнение как всегда субъективно и не либерально. Да-да, идеология здесь вполне причем. Один из постулатов педагогики, который можно только принять или не принять, но не доказать, состоит в следующем: учитель измеряется статистикой качеств своих учеников. И пресловутых знаний-умений-навыков, и нравственных качеств. Существует и противоположный постулат: такое измерение безнравственно, так как заданность результата принуждает учителя к психологическому насилию над детьми — привитию своей (программной) точки зрения, следовательно, является нарушением прав человека — и ребенка и учителя. Учителей со вторым постулатом в России немало, но пока не большинство, а вот психологов — подавляющее большинство. В КГУ, судя по опубликованным работам, приоритетен первый, не либеральный постулат.

Вот, уже и «права человека» всплыли, мы уже близко подошли к острой теме войн против России... Но дальше придется цитировать научное.


Смирнов Сергей Николаевич. Из диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук «Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса».

...Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина»...

...Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию — близость по общности происхождения, по непосредственному сходству [97, С. 682]. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве...

...Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных)...


Полностью диссертация опубликована здесь. Сергей Смирнов не только теоретик, но и практик: действующий подполковник, преподаватель кадетского корпуса.

Как Вы думаете, читатель, полезна ли такая диссертация, даст ли результат методика? Ну, просто в себе подумайте. На основании своего жизненного опыта, своих детей (или родителей).

Прежде чем опубликовать эту статью, я разместил цитаты из диссертации Смирнова в ЖЖ и получил отзывы людей с разными взглядами. Вот некоторые из них.

Из ЖЖ

u_grin Сама по себе постановка задачи — патриотическое воспитание молодежи, каким бы ассоциативным смрадом ни несло от этого словосочетания — важна и своевременна... Но методика не действует, и вообще никакая не будет действовать — на таких установках. Несмотря на то, что установки сами по себе и правильны (наверное) и красивы. Но текущая госсимволика переполнена негативными смыслами, унижена, опошлена и вывернута наизнанку. Гимн, флаг, герб и т.д. Трудно, знаешь ли, прививать любовь к Родине, которая прилагает СТОЛЬКО усилий, чтоб ее не любили...

kouzdra При правильном использовании — думаю, что методика будет действовать. Главное не передавливать. Попробую выделить содержательные моменты, которые мне кажутся важными (в частности позволяют предположить, что автор знает о чем говорит, по крайней мере, вызывают доверие): «Можно говорить о том, что в условиях, максимально приближенных к воинской службе, у кадет возникают и формируются чувства товарищества, братства, коллективизма»... Если за этим что-то осмысленное стоит — это, наверное сработает.

u_grin ... методика воинского воспитания, построенная на этих принципах, будет действовать В ЛЮБОМ государстве, в любой идеологической и социальной схеме. Более того — ДОЛЖНА базироваться именно на этом. Для военных, чья профессия «родину защищать»....

solovuhka У Амброза Бирса в «Словаре сатаны» Патриот — тот, кто предпочитает интересы части, интересам целого. Игрушка в руках политиканов и оружие в руках вояк. А Патриотизм — легко воспламеняющийся хлам (в отдельных изданиях — мусор), готовый загореться от факела любого честолюбца, которому приспичило увековечить свое имя (см. сегодняшние растяжки по ВСЕЙ РОССИИ) Там же указано, что словарь доктора Джонсона, определяет патриотизм, как последнее прибежище негодяя. Это мое отношение не только к русскому патриотизму, но и любому, любой другой страны.

rommor Будет ли методика Смирнова действовать в другой стране? Сомневаюсь. У нас в Израиле за нее всю работу делали школы и окружающая жизнь... Здесь, в семье, где дед — герой войны 48 года, а отец — 6-дневной, или — «Судного дня» — особо агитировать и воспитывать — не надо. Это делает жизнь. Воюют и друзы, и русскоязычные евреи, впервые за много веков ощутившие себя большинством. В стране, непрерывно воюющей всю свою недолгую историю. Вот это и есть окружающая жизнь. И школы — соответствующие. Когда один стандарт — для всех. А когда в России в кадетском корпусе будут талдычить про РОССИЮ, а потом гонять кадетов строить полковникам дачи — то ни фига не выйдет.

t_gra Если цель воспитания поставлена — «Любите Родину, мать вашу» — значит, информация, даваемая воспитуемым в уже разжёванном виде, будет соответствующим образом отфильтрована, искажена, и обобщена, чтобы этой цели достичь. Мне неприятна сама мысль о каком-то внешем целеполагании в вопросах формирования системы ценностей человека. Только сам человек волен выбирать свою систему ценностей, и никто другой.

(Смотрите выше о двух возможных постулатах педагогики. Предыдущий абзац — хорошая формулировка второго постулата — М.К.)

shao_s Сразу вспомнилось Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах повышения роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся» Практически неизменный совковый шаблон для работ по идеологическим дисциплинам. Не мне оценивать, плох или хорош запев «Серьёзный момент, окружены врагами!», сквозным рефреном проходивший через все политические тексты все 70 лет советской власти. Однако столь откровенное копирование не может не подтолкнуть к выводам общего политико-психологического характера. Общий эмоциональный вывод: совок в России возрождается при активном одобрении широких масс гуманитарной интеллигенции.... ...Сейчас мне не кажется реальной возможность введения в России методик патриотического воспитания с репрессивным аппаратом, включающим в себя смертную казнь и длительные сроки заключения. Соответственно, эти методики будут давать эффект, в лучшем случае подобный позднесоветским: производство людей, умеющих прикидываться, что они любят Россию... ...Методики Смирнова нацелены на работу с психотипом человека доиндустриального либо ранне-индустриального общества. Соответственно, как мне кажется, если они где и сработают — то в странах «Чёрной Африки», в Боливии, Камбодже, Китае (включил с некоторым сомнением), Лаосе, Бангладеш, на полинезийских островах (не везде), в не-нефтедобывающих арабских странах. Остальные страны это уже переросли.

(конец цитирования ЖЖ)

Эпизод чеченской войны

Группа квалифицированных экспертов Министерства образования и науки Чеченской Республики Ичкерия разработала краткие рекомендации по патриотическому воспитанию подрастающего поколения чеченцев, которыми могут и должны руководствоваться управленческий аппарат и педагогический состав чеченских школ, так как в условиях тотальной оккупации ЧРИ российскими вооружёнными бандформированиями данная проблема приобретает исключительно важное значение...

...Если рассматривать патриотизм вообще, как таковой, то, прежде всего, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого универсального отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом). Применительно к ЧРИ они выражены в таких ключевых понятиях, как «Даймохк» («Отечество») и «ДегIаста» («Родина»)...

...Этимологический анализ понятий «чеченский род» («нохчийн тайп»), «родство» («гергарло»), «родня» («гергара нах») даёт смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию: близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине (ДегIаста) представляет собой кровную связь школьника-чеченца со своей терзаемой русскими оккупантами и их марионетками многострадальной страной, основанную на происхождении и непосредственном сходстве....

Узнаете? Это диссертация Смирнова, в которой все русские понятия заменены на чеченские. Даты публикаций и разработок легко проверяемы: Смирнов раньше. Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус поименован в мае 2000 года, но фактически начал развиваться с 1994 года на базе обычной средней школы с «военным уклоном»; в 1998 г. в школе были открыты экспериментальные кадетские классы и т.д. Отрывки из чеченских методичек можно найти на их сайтах. (Ставить линки и повышать им рейтинг не хочу. Просвещенный читатель найдет поисковыми системами.) Банальный плагиат, но плагиат — другая тема, не будем отвлекаться.

Вот еще несколько боевых эпизодов:

Смирнов: Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных);

Эксперты ЧРИ: В воспитании патриотических чувств можно использовать пять групп символов: словесные (название, девиз), предметные (знамя, форма, нагрудный знак), действенные (ритуалы), музыкальные (гимн, сигналы), изобразительные (орнамент, рисунки).

Смирнов: При моделировании процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов он представлен как педагогическое стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Эксперты ЧРИ: Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся чеченских школ должен строиться как педагогическое стимулирование переживаний ими происхождения и собственной похожести по отношению к родной Ичкерии, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, правил поведения и их повседневной деятельности.

Смирнов: Анализируя виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» символики:

— соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил;

— соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений;

— эстетичность в исполнении символики;

— соблюдение удобства в использовании видов символики (например, гигиеничность форменной одежды и др.).

Эксперты ЧРИ: Анализируя различные виды символики четырёхсотлетней борьбы чеченского народа с имперской Россией можно говорить о высоких стандартах технического исполнения чеченских государственных символов, где строго соблюдаются:

— законы геральдики, фалеристики и униформологических правил;

— исторические и военные традиции чеченского народа;

— эстетичность и красота в исполнении символики;

— удобства в использовании видов символики.


(конец всех цитирований)


Внимание! Вопрос!

Работает ли эта методика у НИХ?

Мой ответ: «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат.»

Была такая песня. Совковая.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования